Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое воздействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, а также специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать полученные результаты, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.

При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что, с одной стороны, знания нужно доводить до научных понятий, а с другой - они должны быть доступны. Второе противоречие обусловлено тем, что в процессе обучения дается «готовый» материал, не являющийся дискуссионным, а в науке в отношении тех или иных вопросов существуют различные трактовки.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности, с учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

К.Д. Ушинский отмечал, что «ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-то не идущих к делу прикрас».

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога. Последнее обусловлено его отношением к учащимся и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.