Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация

Принцип обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание законов и закономерностей процессов обучения и определяют его направленность на развитие личности.

В принципах обучения отражаются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позицию установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе общих законов и закономерностей, то среди них есть общие для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытие новых закономерностей процесса обучения, старые принципы обучения видоизменялись, формулировались новые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я. А. Коменский, следуя идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться с весны жизни (детства); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

Портал SovetOK отменный источник познавательных материалов для всей семьи.

<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  Следующая > В конец >>