Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация

Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная их осмысленность может сделать процесс обучения неуправляемым. В случаях затруднений осмысления педагог должен дать аргументированные разъяснения, провести повторную отработку действий, показать вариативные способы и приемы решения учебных задач.

Реализация принципа сознательности и творческой активности обучаемых предполагает развитие их инициативы и самодеятельности. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, поощрять их к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия активную позицию. Этому способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны овладеть умениями принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагогу необходимо иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, он должен уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с развитием самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования - необходимое условие реализации идеи самоуправления в обучении.

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, а также активности поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.