Традиционные принципы обучения и их современная интерпретация

Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой связи в учебном коллективе усваиваются нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив дает возможность каждому учащемуся репрезентировать себя в значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство. Индивидуальность имеет тенденцию усиливать себя за счет взаимодействия с другими людьми.

Традиционное обучение является групповым, так как оно организуется для учебных групп до 30-40 человек и даже целых «потоков» - курса, факультета (до 100-300 человек). Последнее обусловлено экономией средств, затрачиваемых на образование, но дидактически это не оправданно.

Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость. Групповая форма обучения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной в образовательных учреждениях.

Задача учителя (преподавателя) состоит в использовании психологических механизмов, функционирующих в условиях коллективной учебной деятельности. Для этого поощряются те учащиеся, которые проявляют стремление учиться, даже если их достижения на данном этапе обучения намного ниже показателей успешности обучения более способных учеников. Это помогает им завоевать авторитет у сверстников, вырваться из числа неуспевающих, отстающих, а главное - поверить в себя, в свои возможности «стать как все».

Кроме того, в коллективной учебной деятельности создаются условия для персонализации хорошо успевающих учеников, статус которых бывает не очень высоким из-за других причин (физические недостатки, которые являются особенно аффектирующими для подростков и старших школьников; заниженная самооценка, вызванная неприятием себя, своей внешности, своих психических или личностных параметров).