Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура

Изобилие тем, посвященных используемым в педагогике технологиям, свидетельствует о том, что предмет исследования представляет собой значительный интерес. Однако современные подходы к трактовке этого понятия, отраженные в публикациях монографического и учебно-методического характера, отличаются от взглядов 5-10-летней давности.

За эти годы изменилось содержание самого понятия «технология»: для современных подходов характерен более конкретный взгляд на предмет. Так, например, сегодня значительное число педагогов-исследователей сходится на том, что с технологической точки зрения применение названного термина в области воспитания и развития является неправомерным. Дело в том, что любая технология предполагает предварительное определение диагностической цели и ее достижение в процессе педагогической деятельности. С этой точки зрения с обучением ситуация предельно ясна: для обучения можно определить диагностическую цель. В качестве таковой, например, может выступать требуемый объем учебного материала, который необходим студенту при подготовке к профессиональной деятельности. Достижение подобной цели легко поддается итоговому контролю. Из этого следует, что процесс обучения может быть организован на технологической основе.

Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием.

Во-первых, постановка диагностической цели в этом случае невозможна. Человек — слишком многофакторная система, обладающая целым рядом как психологических, психофизиологических, так и личностных особенностей. Ни детально описать их, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать их на необходимом уровне, ни тем более объединить и предусмотреть все возможные случаи наложения процессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

Во-вторых, любая технология предполагает гарантированное достижение поставленных целей, но, к сожалению, до настоящего времени в педагогике однозначно не выявлены критерии воспитанности человека, сформированное у него определенных качеств личности, ценностных ориентации и других результатов воспитания. А при отсутствии таких критериев говорить о возможности достижения гарантированных педагогических результатов не приходится. Использование субъективных экспертных оценок не позволяет сегодня снять обозначенную проблему.