Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура

Технология обучения реализует три основные функции: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная функция раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием» различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации. Проектировочная функция осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. Таким образом, можно утверждать, что оптимальность педагогической системы — в ее технологичности, т.е. воспроизводи мости на практике.

Так как в современной педагогике еще не выработаны общие подходы к единой трактовке понятия технологий обучения, не существует и однозначно признанной их классификации. Несмотря на это отдельные авторы предлагают свои подходы к задаче, что позволяет надеяться на ее скорое решение.

В частности, заслуживает внимания классификация, предложенная А.Я. Савельевым. В соответствии с ней предлагается классифицировать существующие технологии по следующим критериям:

♦ по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т.д.);

♦ по целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т.д.);

♦ по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);