Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура

♦ по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т.д.);

♦ по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

Интерес представляет классификация технологий обучения, предложенная С. А. Смирновым. Он предлагает классифицировать их в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе) и предлагается разделить технологии обучения также на три уровня:

♦ технология занятия или завершенного цикла занятий;

♦ технология предмета;

♦ технология полного обучения. Г. К. Селевко предлагает свой взгляд на классификацию технологий обучения. В частности, он по сущностным и инструментально значимым свойствам выделяет следующие классы технологий:

♦ по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

♦ по научной концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальттехнологии, интериоризаторские и развивающие;

♦ по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, навыков и умений), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы);