Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

В целях убедительности научного анализа дискуссионных проблем очень важны строгая последовательность в обсуждении, научная обоснованность и объективность теоретических выводов, а также ясность логики анализа и гибкость выводов. При этом речь идет не об ортодоксальности выводов, а о процессах коммуникации, о речевой деятельности, поскольку текст обсуждения научной проблемы выполняет роль опосредования содержания проблемы между преподавателем и студентами. Содержание обсуждаемой научной проблемы и ход аналитического рассмотрения имеющихся расхождений в ее научной трактовке должны быть поняты, а цель обсуждения принята как значимая, в ином случае слушатели или участники дискуссии не будут проявлять интереса к обсужденному вопросу, который останется для них безразличным. Так, например, при обсуждении со студентами теоретического вопроса о природе методов обучения или принципов обучения необходимо понимание задачи обсуждения: что именно является предметом дискуссии, почему природа методов рассматривается неоднозначно, почему критерии, по которым осуществляется классификация принципов, различны, как отражается уровень научного знания в педагогике на расширении и углублении функциональных характеристик категориального состава науки.

Проблема, поставленная педагогом для обсуждения, должна восприниматься как задача; ее решение следует сделать убедительным, аргументированным, а выводы доказательными. Обсуждение следует проводить на основе концептуальных позиций. В дидактическом регулировании учебной деятельности следует предусмотреть систему ориентирующих вопросов и дополняющих фактов, с помощью которых будет происходить логическое развертывание дискуссий. Желательно сохранить логику рассуждения, так как всевозможные отступления от нее затрудняют восприятие. Поэтому для фокусирования мыслительного процесса при наличии сложных логических структур желательно создавать опорные сигналы, которыми могут служить логические схемы в виде последовательного перечня обсуждаемых сторон дискуссионного вопроса. Они могут быть написаны на доске, составлены по ходу дискуссии или акцентированы во время обсуждения.