Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

Учебная проблема формулируется следующим образом: «Как произвести отбор учебного материала в связи с необходимостью сформировать у учащихся знания в области той или иной науки?» Решение ее связано с целеполаганием, анализом научной информации, структурированием, с реализацией дидактических принципов, с ориентацией на психологию восприятия, проблемы воспитания личности и на деятельностно-личностный подход в процессе обучения. Условием правильности педагогических решений является соответствие уровня подготовленности специалиста выполняемым функциям педагога в целях осуществления обучающей деятельности, построения учебного текста и отбора учебного материала.

Постановка научной проблемы должна быть осуществлена с позиции методологии науки. Как правило, аспектные научные проблемы проходят через весь учебный материал и представляют собой научные вопросы первостепенной важности. В качестве таких проблем выступают центральные идеи науки. От того, как глубоко будут сформированы знания о них, зависит в целом уровень образования. С позиции конкретной науки эти проблемы являются системообразующими, определяющими целостность научного образования. Со стороны дидактики названные проблемы составляют неоспоримую ценность для конструирования проблемных задач и проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация может быть построена также и не на основных вопросах и теориях, а носить более частный, локальный характер. Наиболее распространенным в практике обучения является включение в лекцию дискуссионного материала, в котором освещены различные научные точки зрения, концепции, представлены результаты исследований, даны различные научные толкования того или иного явления. Посредством такой научной информации лектор привлекает слушателей непосредственно к обсуждению поставленной проблемы, включает их в логику исследования, вместе с ними рассуждает и приходит к выводу, который затем может быть подвергнут критике, противопоставлен другим научным результатам. Тогда в лекции вновь развертывается дискуссия по проблеме.

Раскрывая на лекции пути решения научной проблемы в обсуждении, важно провести слушателей через систему устранения противоречий, имеющих место в научной дискуссии, показать диалектику исследовательского познавательного процесса, научную принципиальность исследователя и доказательность полученных результатов.