Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

учебная информация недостаточно последовательно изложена, в результате чего слабо просматриваются понятийные связи;

в тексте учебника поставлена проблема, но не дается ее решение.

Эти дидактические недостатки следует компенсировать путем проблемного обсуждения вопросов.

При организации проблемного обучения следует иметь в виду, что не все научные проблемы можно представить в виде учебных задач и не всегда требуется выделять учебную проблему. Это зависит от уровня абстракции и сложности содержания учебного материала. В ряде случаев научная информация не позволяет построить процесс обучения проблемно. Есть необходимость использовать другие стратегии обучения.

Важно обратить внимание и на то обстоятельство, что ранг проблемных получают только те задачи или вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре. Распространена ошибка, когда почти каждый вопрос называется проблемным, при этом процессуальная сторона его решения не учитывается. В результате такой неточности возникает дилемма: либо всякая лекция рассматривается как проблемная на том основании, что в ней раскрывается научный вопрос, либо считается, что проблемное обучение не обладает никакими автономными характеристиками, и, следовательно, задача проблемного обучения становится столь неопределенной, что всякое хорошее преподавание расценивается как проблемное. Есть еще и третья позиция, состоящая в том, что если сформулировать в начале лекции вопрос, который предполагается изложить в лекции, то это уже проблемное обучение.

Такие суждения основаны на том, что не принимается во внимание главное — структура решения учебной проблемы, необходимость выполнения учащимися следующих действий: анализ проблемы с позиции выделения известного в ней и неизвестного в целях определения наиболее существенных связей между ними, построение гипотезы, проектирование результата, а отсюда — планирование стратегии решения посредством системы последовательных действий, приводящих к преобразованию условий задачи в связи с требованиями задачи; далее — обсуждение результатов и контроль, который может привести к доказательству полученного вывода или к отказу от принятой гипотезы.