Социология как теория и метод социальной педагогики

Познание обыденного мира, как считал Г. Гарфинкель, возможно лишь при нарушении нормального хода взаимодействия, основанного на предпосылках обыденной жизни и соответствующего «фоновым ожиданиям». Как только среда взаимодействия становится бессмысленной, явно вступает в противоречие с «фоновыми ожиданиями», т. е. лишается своих обыденных, привычных функций, появляются смущение, неуверенность, внутренний конфликт, психологическая изоляция, острая и непонятная тревога, сопровождаемая различными симптомами острой деперсонализации. При этом под «фоновыми ожиданиями» понимается социально одобряемый и существующий в сознании индивида образ действия, личности, объекта и т. п., одинаковый для всех членов общности, в рамках которой он сложился и функционирует.

Обнаружение «фоновых ожиданий» открывает возможности эмпирического изучения обыденного сознания в его содержательном и функциональном аспекте как одного из факторов социальной деятельности. Наличие «видимых», но не замечаемых ожиданий, постоянно реализующихся в ходе взаимодействия, но не осознаваемых членами общества структур взаимодействия, в котором они участвуют, проявляется в виде моральных правил, санкционируемых группой, описаний, стандартов, отклонений от нормы и т. д. Нарушение этих неписаных правил общения, всякая модификация ожиданий изменяет реальную среду деятельности. В их результате, например, служебные отношения транс-формируются в неформальные, дружеские. Любая из модификаций повседневных фоновых ожиданий обеспечивает определенные возможности для дальнейшей деятельности в виде тех или иных «правил игры», реализуемых в процессе взаимодействия, их интерпретации, достижения общего согласия.

Взаимное понимание вырабатывается в ходе «говорения по правилам» в соответствии с «фоновыми ожиданиями», состоящими в определении цели разговора. Оно основано на обнаружении практической рациональности в виде следования соответствующим правилам «жизненного мира», содержащимся в нем самом, а не выводимым из теории.