Социология как теория и метод социальной педагогики

Оно всегда направлено на индивида, на познание тайны личности. Здесь царствует индивидуальное как самой личности, так и ее творений, ее духовной жизни. Дух же познается специфическим образом, т. е. через понимание. И это понимание простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или критики разума. В звуках музыки, в жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, требующий толкования или интерпретации. Любой письменный документ содержит, считает он, наиболее полное, объективно понимаемое выражение внутреннего мира автора. Интерпретируя, мы познаем его из его объективации. Конечная цель процесса интерпретации - понять автора лучше, чем он сам понимает себя.

В произведении отражается то, что не осознавалось создающим его автором, — культурно-историческая среда, воспитание, влияние окружающих, т. е. все опосредовано объективного духа, все то всеобщее, в ткань которого человек вплетен с самого рождения, с которым он связан тысячами неразрывных нитей. В произведении неизбежно, помимо воли автора, выражается это всеобщее.

Истолкование сродни искусству, оно требует личного умения, виртуозности. Но всякое искусство «ищет правил». Затем возникает стремление эти правила обосновать. Все это привело к созданию герменевтики — науки об искусстве толкования или интерпретации текстов, поступков и действий, понимания мотивов и целей индивидов, познания человеческой субъективности. Ее идеи получили развитие в исследованиях Г. Зиммеля, М. Вебера, Л. С. Франка. Теория понимания в их интерпретации предстает как связующее звено между формальной и социально-философской интерпретацией. Она должна была задавать социологическому анализу теоретико-познавательные и социально-философские ориентиры. Целостная система социологии Г. Зиммеля включала три раздела: формальную, или чистую, социологию, теорию понимания и теорию социально-исторического развития. Понимание «объективного» действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Следующая ступень, необходимость которой диктуется глубиной и сложностью взаимосвязей элементов исторического явления, предполагает понимание мотивов и чувств самого действующего индивида. Теория понимания открывает возможность сознательного и последовательного включения в ход социального познания.

Лишь в духовной деятельности, считал Г. Зиммель, исследователь может упорядочить факты в соответствии с господствующими идеями и ценностями, расположить их так, что они приведут к решению проблем. Эти проблемы не могли бы быть даже поставлены, если бы исследователь опирался исключительно на исходные «ряды опыта».