Социология как теория и метод социальной педагогики

Следующим шагом анализа должно быть исследование научной типизации, т. е. процесса формирования категорий социальной науки как одного из процессов «жизненного мира». От обыденной типизации осуществляется переход к научной типизации, где практическое освоение мира является определяющим.

Традиционно же понятие рациональности, применяемое при анализе социального поведения, представляет собой какую-либо из черт идеализированного образа научной деятельности. Рациональность отождествляется или с решением действующим индивидом проблемы выбора, или с наличием у него правил процедуры, или с проведенным им анализом альтернатив и последствий деятельности, или же с правильностью его подхода с точки зрения формальной логики и т. д. В данном же случае черты рациональности берутся не извне, а выявляются в самом социальном поведении, рассматриваются как проблема субстанциональной рациональности социального поведения. Выбор хода действия определяется, во-первых, возможностью правильной или неправильной интерпретации поведения индивида; во-вторых, реакцией этих людей и ее возможной мотивировкой; в-третьих, пониманием цели в целостной системе планов другого индивида и, в-четвертых, степенью значимости или странности, интимности или безразличия и т. д. Поэтому, вместо того чтобы накладывать на поведение индивида чуждую этому поведению схему интерпретации, почерпнутую из идеализированного описания научно-теоретической деятельности, социологу следует обратиться к миру повседневности, вскрыть в нем черты рациональности и именно их сделать предметом самого исследования. Научная установка социолога и установка «обыденного индивида» не совпадают. Поэтому социолог не может понять природу «жизненного мира» в силу двойственности своей позиции. С одной стороны, он как социолог стоит вне «жизненного мира» и не может дать его адекватного описания, поскольку его схема интерпретации этого мира отличается от схемы интерпретации, принимаемой действующим индивидом. С другой стороны, он не в состоянии различать основополагающие структуры «жизненного мира», поскольку как субъект деятельности рассматривает обыденные, анализируемые суждения и действия индивидов как источник данных и материал для обобщений, не «тематизируя» и не делая их темой исследования.