Социология как теория и метод социальной педагогики

Дальнейшее развитие идей понимающей социологии получило в символическом интеракционизме американских социологов Дж. Г. Мид и Ч. Кули. Согласно Миду и Кули, социолог имеет дело не с личностью, обладающей сознанием, человеческой субъективностью, сформировавшейся в процессе социализации и содержащей социально значимые установки, нормы, стандарты поведения, а с объектом среди объектов, вещью среди вещей. Активность человека якобы спонтанна и не обусловлена ничем, кроме его природы, понимаемой как «пружина» действия. Само же действие развертывается как механический процесс взаимодействия объектов, обладающих определенными свойствами. Не социальная среда порождает их, а они социальную среду.

Социальная природа вырабатывается в человеке при помощи простых форм «первичных групп», особенно семейных или соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково. Она представляет собой среду человеческой деятельности, существующую параллельно с природной.

Познание, полагал Кули, является частью, элементом всеобщей органической эволюции, оно функционирует во имя приспособления человека к среде и является ею. Поэтому выделение типов познания как различных способностей человеческого разума должно иметь своей предпосылкой фундаментальное разделение в среде человеческого существования. Наша среда, утверждал Кули, состоит из двух аспектов: материального и социального. Соответственно предметов познания тоже два: вещи и личности. Таковы онтологические предпосылки двух типов знания. Кули раскрывает их содержание следующим образом. Первое — преобразование чувственных контактов в знание вещей — он называл пространственным, или материальным, познанием. Второе развивается из контактов с сознанием других людей, через коммуникацию, позволяющую нам понимать их, разделяя их чувства и мысли. Это познание он называл личностным, или социальным, познанием. Главное здесь не то, чем являются люди на самом деле, а то, чем они являются в нашем представлении о них, что детерминирует наше отношение к ним.

Принципы социального познания выводились Ч. Кули не только из теории жизненной эволюции, но и из социально-психологических характеристик человеческого взаимодействия.