Организация развивающей предметной среды

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное - чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Динамичность предметной среды. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимно заменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде — ее развивающий характер, т.е. она позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся знания и умения, но и побуждает их к преобразованию, исследованию нового, объективно служит целям физического и психического развития детей. С одной стороны, такая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, с другой — позволяет взрослым и детям, видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей, постановки новых педагогических задач. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно и пр.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов и в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться, чтобы игра не превращалась в штамп.