Организация развивающей предметной среды

Желательно, чтобы в детском саду были спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок с кабинетами для проведения лечебных и профилактических мероприятий. В некоторых учреждениях имеются бассейн, сауна, выделяются и оборудуются дополнительные помещения, например, кабинеты для занятий с логопедом, психологом, комната психологической разгрузки, студии для занятий изобразительной, театрализованной деятельностью, гостиная для семейного клуба, зимний сад и пр.

Оформление и оснащение дополнительных помещений производится в соответствии с основной концепцией деятельности образовательного учреждения. Так, если приоритетным направлением работы учреждения является охрана, укрепление здоровья и физическое развитие детей, оборудуются медицинские кабинеты, бассейн, спортивный зал; если художественно-эстетическое развитие детей, то предусматривается наличие помещений для студий, театра, выставок и т.п.

Предметный мир детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Даже самым маленьким должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Например, посещая вместе с воспитателем врачебный кабинет или кухню, они наблюдают за работой врача, медсестры, повара. В студии для изобразительной или театрализованной деятельности дошкольников знакомятся с ее оформлением, рассматривают работы старших детей. В зимнем саду увидят экзотические цветы, фонтан, каменные горки, птиц, ящериц в террариуме. Полученные впечатления они могут переносить в свои игры и другие виды деятельности.

Интерьер помещений. Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для них, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.