Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках реализации вариативной модели профильного обучения
• предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;
• превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии;
• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;
• усвоение старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);
• формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;
• усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.
Становление личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения происходит эффективно, если:
• профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;
• в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
• психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);