Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках реализации вариативной модели профильного обучения

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе.

Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но эта ошибка легко исправима, ибо поможет им более точно выбрать профиль в старшей школе. Таким образом, в профильном обучении изменяется весь учебный план, а в предпрофильной подготовке к стандартному, базовому учебному плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов. Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году).

Предпрофильная подготовка — это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Чтобы ориентировать в каждом городе или районе на профильные классы и школы, нужно их иметь. В условиях все более широкого развертывания профильных форм старшей школы необходимой становится работа по проектированию всей сети учреждений старшего звена на каждой территории. Придется ориентировать детей не на статичную совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая сама в этом процессе динамично будет меняться. Тем самым учредитель должен будет принимать то или иное решение в отношении конкретной школы, руководствуясь не только собственно ее характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база в первую очередь), но и своим видением, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.