Организация предпрофильной подготовки учащихся в рамках реализации вариативной модели профильного обучения

- предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

На основном этапе предусматривается:

- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- анализ образовательных ситуаций, которые создают условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

На завершающем этапе:

- реализуются пробы выбора профиля обучения, серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;

- используются матрицы и схемы альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

Как указывается в документах Министерства образования РФ, целесообразно, чтобы в ранжировании факторов независимо друг от друга принимали участие сами учащиеся, учителя и родители. Это может обнаружить отличия приоритетов мотивов профильной ориентации.

Сложным и не имеющим однозначного ответа в рамках предпрофильной подготовки остается вопрос определения критериев готовности учащихся 9 класса к выбору профиля.