Методы социально-педагогической деятельности в зарубежной и отечественной педагогике

Социальная педагогика адаптирует методы социальных исследований, создавая тем самым свои собственные, например исследование среды, изучение «индивидуальных случаев», диагностический зондаж и т. д. Благодаря этому, она обретает все более отчетливый праксиологический характер с ориентацией на разработку более качественных методов. При этом ее волнуют прежде всего проблемы политической социализации, или процесс усвоения политического поведения с помощью различных форм социального взаимодействия, в которые входят семья, образование, усвоение информации, взаимосвязь с ровесниками. В решении этих проблем образованию отводится центральная роль.

Тесная взаимосвязь образования с органами существующей власти достигается различными методами и путями. Тоталитарные режимы постоянно контролируют образование, прививают молодежи лишь «правильные» политические ориентации и послушность правящему режиму. Доминирует простое правило: все контролируется и навязывается. И наоборот, в демократических странах основной задачей образования является воспитание информированного, компетентного и активного гражданина. Образование здесь ориентировано на изменение мира и повышение шансов стойкого индивидуального развития. Его социализаторская роль не ограничивается лишь политической грамотностью и направленной подготовкой к исполнению роли гражданина.

Образование как условие приобщения индивида к культуре включает в себя все основные механизмы социализации. Главные механизмы социализации молодежи определяются:

1) уровнем развития личности ученика. Опираясь на теорию швейцарского психолога Ж. Пиаже о когнитивном развитии ребенка, начальная школа признает возможность лишь элементарного восприятия политических понятий и концепций, что дает основание сформировать уважение к символам власти. У подростков, достигших абстрактного восприятия, определяемого с формированностью «я-позиции» и субъектно-объективным отношением к действительности, положение изменяется. Они могут оперировать политическими понятиями более свободно. Поскольку возраст 12-17 лет считается критическим для воспитания, в большинстве стран гражданское воспитание и политическая ориентация приходятся на данный возраст;

2) различными моделями обучения. Личность выбирает из них наиболее приемлемые для себя;

3) влиянием на обучение исторических событий социального окружения ученика ; общества и окружения ; региональных государственных условий, порядков, законов; глобальных вопросов мировой политики.