Методы социально-педагогической деятельности в зарубежной и отечественной педагогике

Высокая эффективность воспитательной работы достигается там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности детей и подростков, включая их быт и сферу семейных отношений. Особую роль здесь играют неформальные объединения, клубы, товарищества, которые могут стать своеобразной воспитательной средой, в которой дети в непринужденной атмосфере более открыто проявляют себя.

За последние годы в связи с критической ситуацией функционирования разноплановых детских и молодежных клубов активизировались поиски форм работы с детьми и молодежью, особенно в плане их морального становления. Перед социально-педагогическими службами встал ряд неотложных вопросов: «Как подключиться к актуальным проблемам молодежи, которая стремится отмежеваться от взрослых и ни-кого не впускает в мир своих интересов?», «Как привить вкус к различным формам творческой деятельности тем, у кого нет потребности в саморазвитии?», «Как привнести радость в сферу сообщества подростков?», «Как помочь детям с проблемами в семье?».

На современном этапе развития общества социальный педагог должен ориентироваться в своей деятельности на конкретного ребенка, создавать почву для духовно развитой и морально устойчивой личности с высокой культурой и ориентацией на общечеловеческие ценности. При формировании культуры поведения, основных черт характера важно воспитать в детях доброту, милосердие, честность, терпимость к другим, любовь и уважение к своим родителям и родным.

Вместе с тем значительную часть времени он вынужден уделять организации взаимодействия школы, среды, семьи, государственных и общественных организаций, ведомств по поводу оказания соответствующей помощи в реализации программ социального становления молодого поколения.

Широкий круг стоящих перед социальным педагогом проблем требует разработки и оптимизации методик социального воспитания в современных условиях, всего процесса социализации индивида во взаимосвязи со сложностями; разрешения подростковых проблем, вынуждает выявлять новые подходы и новые уровни организации воспитательной деятельности. К одной из таких методик можно отнести методику, в которой не только фиксируются те или иные качества человека, но и даются перспективы развития в нем позитивных качеств. Она позволяет вносить коррективы в характеристику подростка, влиять на процесс работы с ним, учитывая влияние различных факторов, и постепенно изменять ход социализирующего процесса.