Изменение восприятия в процессе обучения

Далее изменения происходят и в перцептивном уподоблении, которое также начинает использовать предметные образы. Новые образы строятся при участии образов, сформировавшихся на предыдущих этапах.

Для выполнения продуктивной деятельности одного учета предметных свойств и отношений оказывается недостаточно. Необходимо их воспроизведение, которое становится фактором, детерминирующим весь ход действия.

Первые перцептивные действия формируются в результате включения сенсорных процессов в осуществление элементарных практических действий ребенка. В дальнейшем средства, операции совершенствуются и становится возможным формирование перцептивных действий при решении не только практических, но и познавательных задач.

Перцептивные действия направлены на решение задач поиска, обнаружения, различения, идентификации и отображения свойств отношений и предметов. Различаются ознакомительные и опознавательные перцептивные действия. Эти действия не являются врожденными. Им предшествует период обработки реакций анализаторов, когда сенсорные процессы функционируют более или менее автономно, обеспечивая эффективность ориентировочного различения и идентификацию раздражителей, но еще не создавая перцептивных образов. На основе этих действий происходит образование и стереотипизация представлений о свойствах и отношениях предметов, которые могут трансформироваться в сенсорные эталоны.

Позже изменения касаются систематизации эталонов. Вновь создаваемые образы восприятия вначале являются фрагментарными, неполными, затем они приобретают объективно-предметный, но малодифференцированный характер. Лишь после этого они становятся полными, расчлененными, адекватно отражающими внешний облик предметов. Но все названные изменения в области восприятия не происходят сами собой. Они являются результатом последовательно формирующихся видов деятельности, повышающих точность и адекватность отображения объективных свойств и отношений в образах восприятия.