Изменение восприятия в процессе обучения

На всех этапах дошкольного и школьного обучения просматривается явно выраженная зависимость усвоения знаний от уровня сформированности восприятия. Это закономерно, так как почти каждое учебное действие и каждая учебная задача требуют опоры на данные восприятия. Поэтому полнота и точность восприятия относятся к числу тех значимых условий, без которых ни один из этапов учебной деятельности не может быть успешным.

К началу школьного обучения у детей должны быть сформированы готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, развиты словесные (вербальные) способы владения сенсорным материалом, способность единовременного восприятия различных свойств предметов и явлений, умения совершать мыслительные операции над чувственными свойствами предметов, начальный уровень произвольного восприятия и простые формы наблюдательности.

Учитель должен помочь ученику определить, что в воспринимаемом объекте надо выделить и опознать, тем самым стимулируя, организуя и направляя восприятие. Он сообщает учащимся знания об изучаемых объектах, облегчая поиск тех свойств, которые они могли бы не обнаружить. Это требует овладения рациональными приемами восприятия (наблюдения).

Каждый учебный предмет имеет свои специфические сенсорные задачи, среди которых особое место занимают поисковые, связанные с нахождением, выделением, опознанием свойств объектов; задачи на сопоставление их пространственных, структурных и функциональных свойств; задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов путем восприятия их исходного состояния и выделения различных элементов, на включение их в новые связи и отношения; исследовательские задачи, требующие представления об изменении предметов и их свойств в тех или иных условиях. Такие задачи ученик решает самостоятельно или с помощью учителя, который может организовать поиск в воспринимаемом материале нужных свойств.