Изменение восприятия в процессе обучения

Различают приемы восприятия, которые используются при выполнении конкретных заданий, и приемы обобщенного характера, применяемые в любых ситуациях, независимо от содержания учебной задачи. Учащиеся постепенно научаются понимать, что восприятие предметов и явлений должно осуществляться по определенному плану, последовательно и систематично. Наряду с приемами, обеспечивающими полноту и точность восприятия, ученики должны усвоить приемы избирательности и активности восприятия, рассмотрения объекта в разных ракурсах (или с разных точек зрения), оперирования представлениями и т.д. Овладение этими приемами позволяет учащимся осознанно подходить к анализу любых объектов, получать информацию, необходимую для решения очередных учебных задач.

Учителю необходимо хорошо знать специфику тех приемов восприятия, которые следует использовать для работы с конкретным учебным материалом. В его педагогическом арсенале должны быть приемы и упражнения на осмотр, обследование, выделение, рассматривание, вычленение существенных и второстепенных признаков, которым следует обучить учащихся. Методика обучения этим приемам определяется изучаемым предметом, этапом обучения, индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Следует подчеркнуть, что нет ни одного учебного предмета, в усвоении которого не участвовало бы восприятие.

Кроме усвоения приемов восприятия у учащихся должно быть сформировано четкое и адекватное представление о сущности восприятия как сложном, активном, динамичном познавательном процессе, состоящем в непосредственном отражении предметов и явлений, воздействующих на органы чувств человека. Не меньшее значение имеет формирование у учащихся установки быть внимательными, наблюдательными, чтобы фиксировать все переходные состояния объектов в процессе их изменения и взаимодействия друг с другом.