Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Личностноразвивающие технологии обучения позволяют преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от содержания учебной деятельности и друг от друга. Такие технологии предполагают ориентацию на личность, уважение и доверие к ней, ее достоинствам, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Они связаны и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как обучаемых, так и педагогов, с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В таких технологиях обучения преодолевается безвозрастность образования, учитываются .психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, Личностноразвивающие технологии обучения позволяют органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, содержательно насыщенный и технологически интенсивный процесс обучения, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом такого обучения становится гармоничное развитие личности, качество и мера которого выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного обучения к личностноразвивающему протекает непросто. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в обучении в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Гуманистическая природа образования противоречит доминированию технократического подхода в практике обучения, что свидетельствует о необходимости разработки его теории на идеях гуманизма.