Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Гуманизация как производное от понятий «гуманизм» и «гуманность» выступает нравственно-психологической основой общественной жизни. В этой связи она характеризует и ценностные аспекты образования как общественного явления. Гуманизация образования соответственно может быть рассмотрена как важнейший педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Сущность данного феномена выявляется на пересечении нескольких смысловых координат:

С одной стороны, гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. С другой стороны, она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет также важнейшую характеристику образа жизни педагогов и обучаемых, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в процессе обучения. И наконец, гуманизация - ключевой элемент педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность процесса обучения. Основным смыслом процесса обучения становится развитие личности, качество и мера которого являются показателями работы образовательного учреждения.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что основным началом в философии гуманизма была и остается человечность, человеческая личность как уникальная целостность, «открытая возможность самоактуализации». При этом центральным моментом в ней выступает устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г. Оллпорт, А. Маслоу), вера в себя и возможность достижения Я-идеального (К. Роджерс). Следует также отметить особый контекст гуманности личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, сорадованию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.