Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Начиная с 60-х годов, отечественная культура обогатилась идеями личности и ее развития, диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважения прав человека. В этой связи стало очевидным, что классическая модель обучения в полной мере не отвечает требованиям развития личности. Возникла потребность в новых философско-педагогических идеях, которые должны стать методологией личностноразвивающего обучения.

Развитие философии образования, таким образом, выступает условием теоретического осмысления альтернативного традиционному понятию личностноразвивающего обучения. Это предполагает синтез научных знаний в области человековедения, интеграция которых в теории обучения осуществляется именно через философию образования.

Время глобальных философских систем (например, марксизма, персонализма, неотомизма и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, сегодня стало достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры. Для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных культур не остался мажорной декларацией или модной тенденцией, необходимо внедрение в практику аксиологических (ценностных) принципов. Совокупность таких принципов составляет аксиологический подход, выступающий в качестве методологии личностноразвивающего обучения.