Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Самость и социумность - два глубоко взаимосвязанных полюса направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств; социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений о своем Я, которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.

Возрождение гуманизма делает востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и, прежде всего, культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Формирование нового мировоззрения предполагает личность, глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся. Такие личностные параметры становятся стратегией личностноразвивающего обучения.