Теоретические вопросы исследования национальных ценностей образования

8. Сущностное и наиболее значимое содержание национальных ценностей образования получает свое особенно рельефное выражение в присущих им приоритетных аксиологических ориентирах.

Известно, что на различных исторических этапах из всей системы НЦО только некоторые из них приобретают, в силу тех или иных социально-педагогических обстоятельств, более предпочтительное положение, т.е. становятся приоритетными при определении цели и задач образования в данной стране в конкретном контексте сложившейся в ней исторической ситуации.

9. Актуальность и научно-практическое значение исследования приоритетных НЦО определяются, по крайней мере, следующими доводами:

- известно, что установление иерархии ценностей – важнейшая задача и составной компонент аксиологии. Отсюда логично следует вывод о том, что обоснование определенной иерархии в системе НЦО, во-первых, может иметь существенное значение для структурирования педагогической аксиологии и ее становления как относительно самостоятельной дисциплины педагогической науки; во-вторых, конструирование иерархии НЦО позволяет четче ориентироваться научным работникам и практикам образования на те из них, которые являются более значимыми, более приоритетными для развития педагогической теории и практики данной страны в конкретный исторический период.

Исторический опыт свидетельствует, что на определенных этапах генезиса общества те или иные национальные приоритетные ценности образования могут вновь обретать или, наоборот, утрачивать свои адаптивные свойства к новым условиям.

10. Однако при всех модификациях и переменах в НЦО, актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них животворное ядро , содержание которого тесно связано с демократическими и гуманистическими традициями школы и педагогики данной страны.