Теоретические вопросы исследования национальных ценностей образования

5. Охарактеризованные исходные методологические позиции в своем единстве предполагают высокую интеллектуальную активность исследователя. Извлечение информации из исторического источника и ее интерпретация – это не процессы, которые надо соединять, это процессы, которые невозможно разъединить. Каждая из рассмотренных выше методологических позиций не может быть осуществлена и дать действительно творческий эффект, если извлечение информации из источника, то есть информационный способ изложения результатов исследования, будет доминировать над интерпретационным.

Сам смысл, идея каждой исходной методологической позиции закономерно исключают такое соотношение способов изложения результатов исследования.

6. Однако в ряду исходных методологических позиций образовалась бы существенная брешь, если бы авторы проигнорировали такую важную для научной истории категорию как целостность . Поэтому тезис о единстве материальных и духовных ценностных приоритетов должен стать одним из исходных нашего исследования, поскольку непосредственно вытекает из его предмета .

7. Предметом осуществляемого исследования являются приоритетные национальные ценности образования , а не в образовании. Национальные ценности в образовании представляют собой более широкий и объемный предмет исследования, предполагающий определение того, как проявляются НЦ социального плана, культуры в целом, науки, техники, искусства в сфере образования. Такой предмет исследования сориентирован на участие в его реализации специалистов – историков по соответствующим отраслям знания, т.е. на осуществление достаточно развернутого и полифоничного по своей проблематике комплексного исследования.

Однако, изучая в историко-педагогическом аспекте приоритетные национальные ценности образования, невозможно игнорировать их взаимосвязь в целом с национальными ценностями духовной и материальной культуры данной страны в конкретно – исторический период времени. Особенно отчетливо такая связь прослеживается при анализе содержания общего среднего образования. Оно, как известно, отражает в себе наиболее значимые как традиционные, так и новые национальные ценности данного социума во всех сферах его духовной и материальной жизни.

Исследование, построенное на материале изучения генезиса национальных ценностей образования ряда стран различных регионов мира закономерно должно быть направлено на выявление методом компаративистики национального своеобразия ценностей образования каждой отдельной страны и его развития на различных исторических этапах рассматриваемого периода, поскольку НЦО – величины переменные, они историчны, т.е. находятся в постоянном движении и изменении.