Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

В силу этого культура предстает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, материальных и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Она — продукт и детерминанта социального взаимодействия. С одной стороны, это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт. С другой — система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, включая политику, экономику, искусство и т. д.

Культура есть сфера жизни. Она настолько сращена с жизненным потенциалом общественного человека и его практическим проявлением, что как раз эти практические жизненные связи значат для удовлетворения культурной реальности больше, чем любые теоретические основания ее сущности.

Человек есть и всегда остается актуальным началом культурности, тогда как вся в нечеловеческая реальность есть не более чем носитель потенциальных возможностей культуры. Культурная реальность реальна лишь для человека. Именно в конкретном поступке проверяется жизненно-практический потенциал культуры, обнаруживает себя подлинная культурность человека и действительная гуманность усвоенного им культурного опыта.

«Личность, — считал Н. А. Бердяев, — не есть природа, она не принадлежит к объективной, природной иерархии, как соподчиненная ее часть... Человек есть личность не по природе, а по духу».

Личность, по его мнению, ни в коем случае не есть готовая данность, она есть идеал человека. Личность самосозидается. Ни один человек не может сказать о себе, что он вполне личность.