Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Будет ли выступать личность в качестве объекта или субъекта социального действия, зависит от наличия у нее свободы выбора. Вне свободы выбора нет морали и нет субъекта политического действия. Ее поведение в данном случае жестко детерминировано внешними экономическими, политическими и социокультурными условиями жизнедеятельности. Духовной же основой свободы выбора человека выступает его мировоззрение как определенная ценностно-нормативная позиция. В зависимости от того, какого мировоззрения придерживается человек , он по разному воспринимает мир, по-разному относится к нему, по-разному ведет себя в обществе. Одно и то же изображение, символ, действие могут иметь для него сакральный, нравственный, эстетический, витальный и иной смысл. В одном случае он будет поклоняться им, в другом — воспринимать как проявление добра, в третьем — восторгаться их красотой, в четвертом — относиться как к полезным для своей жизни вещам и т. п.

Главная проблема внутренней регуляции поведения - это вопрос о структурировании личности как субъекта деятельности. Именно избирательность, определенная направленность восприятия и соответственно реагирование на внешние стимулы, истоки которых кроются в социальных условиях существования в социальном и индивидуальном опыте данного субъекта, отличают одного социального индивида от другого.

Чисто психологически индивид теряется, когда исчезает привычная схема социального бытия. Основная причина психологического дискомфорта все-таки кроется в серьезных социальных переменах. Это особенно характерно для переходного периода, переживаемого сегодня. Определяя принципы и методы духовного взаимодействия образовательных учреждений и семьи, необходимо, прежде всего, учитывать самостоятельную позицию каждого как равноправных субъектов воспитания. Достичь этого на практике можно лишь с помощью диалога, ибо воспитание - прежде всего целенаправленный процесс влияния на мотивацию, ценностную сферу человека. Навязать ребенку и его семье определенную систему ценностей, не выявляя их собственной ценностно-нормативной позиции и не пытаясь ее изменить в результате диалогового взаимодействия, невозможно.