Семья и учреждения образования как самостоятельные субъекты

Человек обретает свою духовную сущность, становясь частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этого положения вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системно-организующим компонентом его ценности.

Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, независимости суждений, сочетаемых с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей и жизненных ситуациях, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др.

Сформировать свободную личность — значит обеспечить ее духовное развитие как способ освоения культуры. Воспитание духовности — это путь возрождения национальной интеллигенции, создания главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой потребности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Такое воспитание возможно лишь в семье и учреждениях образования, а сам учебно-воспитательный процесс в них превращается в основу духовности и культурной идентификации, т. е. осознание детьми своей принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей , выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, поведения.

Принцип культуросообразности воспитания определяет отношение между воспитанием и культурной средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры.

Воспитание при этом не должно навязывать те или иные ценности, а лишь создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулируя этот выбор и последующую работу ребенка над собой.