Предмет и задачи социальной педагогики

Функции социальной педагогики

Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных функций социальной педагогики, необходимо обратиться к некоторым понятиям, и прежде всего к понятию «функция». В социальном плане «функция» (лат. functio – исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997). Применительно к социальной педагогике, очевидно, следует исходить из такого ее толкования.

Представляется необходимым обратить внимание на различие понятий «функции социальной педагогики» и «функциональные обязанности социального педагога, работника», ибо иногда наблюдается смешение, отождествление и подмена этих понятий.

Исходным в определении функций, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкретной наукой и направлены на определенные объекты и предметы исследования.

Примем за основу деление на теоретико-познавательные и прикладные функции и уже внутри них, в их составе попытаемся выделить и кратко охарактеризовать их составляющие.

Теоретико-познавательные функции предусматривают:

определение задач, структуры, принципов построения социально-педагогического знания;

интеграцию достижений различных наук, что способствует извлечению, структуризации и развитию социально-педагогического знания;

объяснение источников возникновения и генезиса научных знаний о социально-педагогической сфере;

установление социально-педагогических факторов, их обобщение, объяснение, истолкование;

определение принципов и способов социально-педагогического прогнозирования, проектирования и преобразования;

определение принципов и способов выявления педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования;