Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Граф учебной информации - это множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях. В отличие от матрицы связей, отражающей логические связи элементов содержания, он отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала. В графе учебной информации все его вершины (элементы) располагаются на горизонтальных линиях, каждая из которых соответствует выделенному основанию графа. Для его построения сначала формируется спецификация оснований графа — перечень его основании, представленных в определенной, в соответствии с принятой преподавателем логикой изложения материала, Последовательностью, а затем отбираются элементы графа.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что все названные выше формы могут быть в полной мере востребованы преподавателем-технологом. Их выбор обусловлен прежде всего целями обучения, объемом содержания, профессиональной подготовленностью и компетентностью самого педагога, возможностью структурирования учебного материала (лучше поддаются структурированию точные науки физико-математического, технического и специального направлений) и т.д. В приложении к пособию предложен фрагмент технологической карты изучения одного из модулей учебной дисциплины «Психология и педагогика», в котором наглядно отражены основные формы, позволяющие представить содержание изучаемого материала как модуля в целом, так и конкретной темы.

Обобщая изложенное, целесообразно представить методику работы преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала следующим образом:

а) в соответствии с целями и задачами подготовки специалиста сформулировать принципы и критерии отбора содержания;

б) ориентируясь на современные научные труды (фундаментальные научные и учебные издания, монографии, статьи и другие публикации) по предмету изучения, построить структурно-логическую схему учебной дисциплины;

в) оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности, а также целей подготовки специалистов требуемого профиля и качества. Для этого, используя методы графо-математического моделирования, построить графовую модель дисциплины и оценить ее информационную емкость (отобрать необходимое число учебных элементов: ключевых категорий, понятий и определений в предметной области);