Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Реализация описанного подхода позволяет при отборе содержания учебной дисциплины произвести выбор семантических единиц — ключевых дидактических категорий и понятий, без знания которых формирование у будущего специалиста значимых профессиональных качеств невозможно.

При использовании такого подхода целесообразно провести анализ достаточности и не избыточности выявленных элементов учебного модуля. С этой целью необходимо исследовать междисциплинарные и внутри-предметные связи данного модуля с другими, входящими в состав учебной дисциплины, т.е. выявить категории и понятия, которые ранее уже были введены в оборот при изучении курса или рассматривались в рамках других учебных дисциплин, преподаваемых в вузе.

Следующим важным этапом проектирования и конструирования ТО является этап структурирования содержания учебного материала.

Результаты отбора содержания находят свое отражение в учебной программе и тематическом плане. Однако их наличие не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя над структурой учебной дисциплины. При этом для основы структурирования учебного материала целесообразен системный подход в связи с тем, что сама структура дидактической системы весьма устойчива, так как связи между отдельными ее элементами довольно жестко определены логикой науки и психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми как к учебному предмету, так и к ТО в целом.

Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая следует из этой системы связей. Вследствие этого процесс структурирования отвечает на вопрос: какова должна быть структура содержания и какова последовательность освоения элементов этого содержания? Применительно к структурированию содержания это означает выявление вопросов темы и последовательности изучения в соответствии с логикой их взаимосвязи.