Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Для этапа структурирования содержания темы важное значение имеют практические формы, в которых реализуются принципы структурирования и их наглядное представление в процессе непосредственной работы преподавателя. В педагогической литературе по данной проблеме к настоящему времени разработано значительное разнообразие таких форм. В частности, в работах В.П. Беспалько, А.А. Золотарева и других ученых указывается на возможность наглядно представить содержание и структуру учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т.п.

Для примера раскроем сущность таких форм структурирования учебного материала, как матрица связей и граф учебной информации.

Матрицы связей в наглядной форме отражают содержательные и смысловые связи между учебными дисциплинами (междисциплинарные связи), темами (внутри предметные связи) или вопросами темы (внутри-темные связи). Любая матрица строится по одному правилу: на пересечении строк и столбцов отмечается, например знаком «+», или цифрой «1» наличие связей между анализируемыми дидактическими единицами (вопросами, темами, дисциплинами). Если связи содержания не противоречат законам формальной логики, то при правильно построенной последовательности рассматриваемых структурных единиц матрица будет диагональной и ниже ее диагонали не окажется заполненных клеток. Если этого нет, то корректировкой содержания и изменением последовательности его изучения добиваются правильной логической последовательности изучения учебного материала.

На рисунке 3.3 приведен пример построения матрицы внутри темных связей. Строка означает использование содержания каждого вопроса для изучения последующих. Столбец — опора каждого вопроса на последующие. На пересечении строк и столбцов цифрой «1» указано наличие связи между соответствующими вопросами, а цифрой «0» — ее отсутствие. Треугольная форма рабочего поля матрицы и отсутствие связей между вопросами темы ниже главной диагонали матрицы свидетельствуют о правильном выборе последовательности изучения вопросов темы.