Электронный портфолио для оценки учебных и творческих достижений учащегося

• умение оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт коллег.

Под антиципацией будем понимать предвосхищение, способность человека в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий и поступков на основе результатов рефлексии будущего шага развития деятельности.

Рассмотрим, как учитель может использовать работы обучаемого, представленные в е-портфолио, для изучения не только уровня развития творческих способностей ребенка, но и для изучения динамики развития этих способностей. Существуют различные подходы к оценке достижений учащихся. В зарубежной педагогике наиболее известен подход, представленный в виде таксономии Б. С. Блума (США, 1956). Принято считать, что таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — порядок) — это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

Таксономия целей Блума — удобный и понятный инструмент для качественного анализа достижений обучаемого, изучения способности ребенка мыслить и творить. Данная таксономия отражает качественно иной подход к оценке динамики развития творческих способностей ребенка, выявлению уровня его мышления и особенностей познания.

Использование данного подхода основано на выделении целей, которых ученик должен достичь на данном уровне. Если цель достигнута, значит, ученик достиг этого уровня. Именно поэтому таксономия Блума может быть рекомендована учителю для того, чтобы правильно оценить успехи школьника, его достижения, творческие работы, рефераты, сочинения, эссе и прочие работы, собранные в портфолио.

Выделяя особенности таксономии Блума, следует отметить, что представленная иерархия целей идет от Таксономия Блума простейшего к наиболее сложному, причем предполагается, что в основании пирамиды находятся знания. Учитывая результаты педагогических исследований и современные представления о сущности понятия «е-портфолио», отметим, что его использование в обучении информатики должно обеспечивать: