Принципы социально-педагогического взаимодействия учреждений и семьи

3) перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика ;

4) опоры на существующее спонтанное развитие;

5) креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве.

Эти принципы развивающего обучения, предложенные А. А. Леонтьевым, призваны устранить те недостатки, которые характерны для него в силу абсолютизации роли в познании понятийного аппарата, взятого вне связи с самой жизнью. Они построены на признании того, что новые понятия и отношения между ними, как правило, не даются ученику в готовом виде, в форме сообщения, информации. Они «открывают» их в процессе совместной деятельности.

Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общественной системой обозначений.

Особое внимание А. А. Леонтьев уделяет школе как части образовательной среды, где работа строится на таких принципах, как готовность к дальнейшему развитию, «максимум оценок — минимум отметок», щадящая система домашних заданий.

При взаимодействии учреждений образования и семьи данные гуманистические принципы конкретизируются в соответствии с социокультурной средой. В качестве основополагающих выступают принципы:

• соотношения модели жизни с реальной жизнью соответствующего поселения, региона, края, республики, с реальными потребностями и интересами детей, их мировоззренческими представлениями и повседневными нормами поведения;

• ориентации учителя на реальную духовно-нравственную культуру ребенка, на его совершенствование и развитие, на «выращивание» его способностей;

• педагогической поддержки процессов социализации и индивидуализации;