Принципы социально-педагогического взаимодействия учреждений и семьи

Она является основой характера человека, выработка которого неразрывно связана с социокультурными принципами развития личности. С помощью этих принципов деятельность учителей, родителей и детей не ограничивается лишь абстрактными идеалами, а всегда направлена на реальное бытие, на разрешение присущего юности кризиса между «внешним» и «внутренним» я, внешней нормой и линией внутреннего поведения. В силу этого они выступают в качестве важнейшего условия жизненного самоопределения личности, давая ответы на вопросы: «Где Вы?», «Куда идете?», «Чего хотите?», «Кто Вы есть в этом мире?». И главной проблемой, которую они разрешают, является проблема самосознания. С их помощью человек ищет ответы на вопросы, поставленные самой жизнью. Воспитание и обучение с их помощью всегда выступают как проблемные. Главной же проблемой становится поиск смысла жизни, целеобразование как определение должного поведения и действия, формирование характера.

Социокультурные принципы развития личности всегда ориентированы на мотивацию учебной деятельности, на постижение интересов учащихся, их внутренних побуждений и определение на этой основе наиболее рациональных путей достижения цели через их взаимоувязку со смыслом жизни человека, общечеловеческими и национальными ценностями и обеспечение на этой основе развития природных задатков. Тем самым они являются основным условием проникновения во внутри человеческое существование и не сводятся к определенному набору алгоритмов действия в виде внешних идеалов. Через постижение внутренней духовной культуры они позволяют давать ответы на вопросы: «Кто я?» и «Кем хочу и должен быть?».

В процессе самопознания формируется самосознание, т. е. представление человека о самом себе на том или ином этапе жизненного пути. Мы познаем себя, свои социальные силы не ради удовлетворения праздного любопытства, а реализации этих сил в практической деятельности. Самопознание — условие самореализации, ее необходимая предпосылка.

В жизненных программах и планах фиксируются фундаментальные цели индивида. Жизненный план — это совокупность желаемых и вероятных конкретных путей и средств осуществления жизненных целей индивида, системный, последовательный порядок действий, необходимых для их выполнения.

Жизненные планы по своей сути — это планы самореализации личности. Самоутверждение — это результат, итог, одно из следствий самореализации.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6   Следующая > В конец >>