Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе

- Длительность и многоэтапность профориентационных воздействий.

- Деятельностный характер профессиональной ориентации.

- Единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности.

- Обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационных воздействий всеми участниками профориентационной деятельности.

На разных этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их развития и изменениям, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеет и то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему ту или иную профессию.

На характер процесса профессионального самоопределения влияют разные факторы:

- Социально-психологические - это окружение, под влиянием которого формируются ценностные ориентации личности, определенное отношение к разным группам профессий, специфические социальные ожидания, установки и стереотипы. В частности, выявлено существование «скрытой внутригрупповой профориентационной деятельности, которая оказывает существенное влияние на формирование профессиональных намерений и жизненного пути учениками 9-10 классов».

- Собственно психологические - это личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень личностного и интеллектуального развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.