Возрождение социальной педагогике в России

В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.

Игорь Павлович Волков известен своими уроками творчества для младших школьников. Учитель рисования и черчения поставил цель – направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс школы на личности ребенка, его формировании. На каждого ученика была заведена «Творческая книжка школьника». В школе были созданы равные условия как для учеников-«теоретиков», которые обладают хорошей памятью и могут мыслить абстрактно, так и для ребят-«практиков», которые мыслят конкретно, не могут в большом объеме усвоить абстрактный материал.

Каждому ученику, начиная с начальных классов, предоставлялась возможность апробировать свои силы в разнообразном творчестве сверх учебной программы.

Самостоятельные работы учащихся, их изделия, изобретения, литературные, художественные и музыкальные произведения регистрировались как авторские и фиксировались в «Творческой книжке школьника». Это было огромным стимулом для самостоятельного творчества ребенка.

И.П. Волковым разработаны свои психологические требования к общению с детьми: в творческой комнате могут заниматься все; нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если ребенок не успевает по другим предметам; не навязывать ребенку своего мнения; оценивать работу ребенка доброжелательно, снисходительно, избегая раздражительности.

Уроки истории Татьяны Ивановны Гончаровой называют «уроками жизни». О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления рассказывает в своей книге «Уроки истории – уроки жизни». Т.И. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа – это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.