Развитие социальной педагогики России в 18-19 веках

1. Воспитательные дома в Москве и Петербурге .

2. Училище для мальчиков при Академии художеств .

3. Училище для мальчиков при Академии наук .

4. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре .

5. Преобразован Сухопутный шляхетский корпус .

6. Коммерческое училище .

Федор Иванович Янкович де Мириево. Педагог, член Российской академии. Участвовал в разработке Устава . Член Екатерининской комиссии по учреждению народных училищ . Из них были устранены представители церкви. Утверждалась классно-урочная система. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.

Николай Иванович Новиков. Просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Вопреки официальной политике государственного воспитания считал воспитание делом общества. Для достижения главной цели воспитания – «образовывать счастливых людей и хороших граждан» – программа Новикова предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Большую роль сыграл в деятельности Типографского общества при Московском университете. Основной труд – «О воспитании и наставлении детей».

Александр Николаевич Радищев. Педагогическая концепция, изложенная в «Путешествии из Петербурга в Москву», ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих нравственными и гражданскими добродетелями. Считал, что «русский народ рожден к величию и славе». Требовал покончить с сословностью в образовании, настаивал на гражданском воспитании в формировании «сынов Отечества».