Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

Исходя из этого, деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом содержание образования может быть представлено как особым образом организованная деятельность учащихся; основу образования составляет опыт личности:

- качества личности, соответствующие наиболее общей структуре деятельности (познавательная культура, направленность личности, трудовые качества, коммуникативная, эстетическая и физическая культура);

- опыт предметной деятельности, дифференцируемый по степени общности ее видов (общее и специальное образование, а также их «пересечение» - политехническое образование);

- опыт личности, дифференцируемый по принципу «теория -практика» (знания и умения);

- опыт личности, дифференцируемый по признаку творчества в учебной деятельности (репродуктивная и последовательно усложняющиеся уровни творческой деятельности).

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин тоже считают, что главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. Поэтому опыт тоже служит детерминантой содержания образования. Анализируя явления культуры с педагогической точки зрения, они показали, что культура -это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием. Общими для разнообразных видов деятельности являются следующие элементы:

- уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей его;