Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

Социальная интеграция предполагает не только раскрытие своей индивидуальности (понимание генетически заданных способностей и талантов, взглядов), но и личностно значимых социальных и профессиональных компетенций, которые могут быть реализованы в обществе. Например, землепашец по призванию и умениям не сможет быть успешным в городском мегаполисе. Он будет искать бреду, где его труд и способности будут востребованы. Происходит преобразующее воспроизводство личностных мотивов, целей в адекватной социальной среде. Человек, используя накопленный социальный опыт и индивидуальные возможности и способности, активно воздействует на социальную среду, изменяет ее, но при этом обогащает себя новыми смыслами, целями и тем самым стимулирует развитие себя, свое преобразование. Однако использование новых личностно значимых мотивов, которые как бы вырастают из предыдущих (но не равнозначных), не гарантирует реализации целей. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Это требует новых адаптационных усилий и развития индивидуальных новообразований, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию. Отсутствие необходимых социальных условий, соответствующей культурной (целенаправленно развиваемой) и социокультурной (стихийной по отношению к личности), бесспорно, тормозит развитие личности и требует дополнительных усилий (знаний, умений и т. д.) для реализации его целей. Сочетание накопленных количественных и качественных преобразований и изменений, а также благоприятные социальная, культурная и социокультурная среды могут привести к качественному витку в развитии личности, что обеспечит ему социальный успех в обществе. Для данного периода характерными социально-психологическими механизмами являются как социальная рефлексия, так и конформность (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении в оценках и мнениях или пассивное принятие ориентации группы.

Каждый воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Так как он определяет объекты, других людей, мир и себя с перспективы, которой он обладает вместе с другими, он может представлять свою линию действия со своей обобщенной точки зрения, предсказывать реакции других, сдерживать нежелательные импульсы и, таким образом, контролировать свое поведение.