Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

В конце фазы социальной автономизации возникает еще один процесс, который может быть назван экзориоризация, схожий с психологическим понятием экстериоризации (от лат. exterior — наружный, внешний) — психологический процесс преобразования ряда внутренних психологических структур и состояний в форму внешнего изъявления, в некие внешние действия и высказывания, но не используемый нами по тем же основаниям, что и понятие "интериоризация". Экзориоризация (от греч. ехо — снаружи, вне, пишется в начале сложных слов, означает "внешний", "имеющий место вне чего-либо") — социальный процесс, являющийся переходом из фазы социальной автономизации в фазу социальной интеграции, характеризующийся осознанным желанием привнести личностные смыслы, потребности и мотивы, интересы и качества в социально одобряемую деятельность. На этом этапе для подростка характерным является выбор интересов, связанных с профессиональной ориентацией, выбором профессиональной сферы деятельности. Помощь социального педагога очевидна. Это организация профориентационной работы (диагностика интересов; пропаганда разнообразных профессий, проведение тренингов, игр, дискуссий и т.д.).

4. Этот момент характеризует переход в следующую фазу социализации — социальную интеграцию (А.В. Петровский). Социальная интеграция — осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, заявление о своей принадлежности общностям, в определении приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Иначе говоря, происходит преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания: превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой), использование социального опыта в соответствии с социальными правилами с целью обеспечения успешности своего бытия.

Такого рода преобразования способствуют критической оценке собственного поведения индивида и отношений в социуме, что, в свою очередь, побуждает к корректировке своих действий и преобразованию реальной действительности.