Этапы, фазы, механизмы и агенты социализации

Адаптация начинается с момента рождения. В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т. д. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе, и вольно или невольно следуют общему направлению. Однако этим адаптация не заканчивается, она продолжается всю жизнь. Появляются все новые и новые объекты, которые надо узнать, научиться ими пользоваться, привыкнуть к ним и т. д. Пока человек живет, он проходит социализацию, хотя по масштабам и по интенсивности она, конечно, существенно отличается от той, которую он проходил в детстве. В зрелом возрасте идет постепенный процесс освоения меняющейся культуры.

Фазу адаптации интересно раскрывает теория научения, суть которой состоит в том, что тем или иным способом, эксплицитно или имплицитно, ребенок целенаправленно обучается определенным реакциям на определенные стимулы и определенным моделям поведения, принятым в его обществе, и постепенно выучивает культуру, в которой ему предстоит жить.

Социальная адаптация включает несколько компонентов:

- накопление социальных образов и способов социально приемлемого поведения, которые позволяют ребенку осваивать социальное пространство;

- приспособление как способ войти в сообщество людей, т. е. освоение социальных ролей — мотивов, социальных потребностей;

- частичное присвоение приемлемых для себя социальных норм (начала социальной интериоризации).

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального существа и образуются связи с его окружением. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Ребенок улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-либо не завершен, развитие ребенка оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя на последующих этапах возможна коррекция при помощи специалистов и желания индивида.