Эпистемологические проблемы истории педагогики

Такие авторы формулируют так называемые традиционные подходы к воспитанию, чей генезис представляется ложным переплетением осколков единичных широко распространенных в прошлом педагогических теорий и общих культурно-мировоззренческих позиций того или иного общества, группы, сословия, этноса и т.д.

История педагогической мысли. Это второе по традиционности изучения направление в истории педагогики после истории педагогической практики, обычно называемой просто «история образования». Поскольку история педагогической мысли как составной части истории педагогики может рассматриваться как историко-научная дисциплина, к ней возможно применять принципы построения и анализа историко-научных дисциплин. Это возможно даже несмотря на то, что сама педагогика не всегда и не всеми рассматривалась как наука, чьи результаты могут быть всеми многократно воспроизведены. Происходило это, как нам кажется, вследствие особенностей именно педагогической мысли. Дело в том, что педагогическое знание с точки зрения скептиков не вполне подпадает под принятую дефиницию научного знания как более или менее достоверного результата познания действительности или мышления. Научное знание в свете этой дефиниции обычно либо регистрирует и описывает процесс, либо моделирует его и предсказывает по возможности более точно результаты, получающиеся при соблюдении или создании тех или иных конкретных условия в начале определенного процесса. Оно может даже предсказать появление результата, вообще никогда ранее не существовавшего . Педагогика же обладает в значительной степени знанием вероятностным, более вероятностным, чем во многих других науках. Она не знает достоверно, что происходит внутри воспитуемого человека, и может только предполагать, предписывать или рекомендовать, что если мы произведем такие-то и такие-то действия, то в результате, «на выходе» получим такой-то результат. Но никто не может сказать, что в голове, психике и душе ребенка все произойдет именно так, как предполагает педагогическая теория или методическая разработка на ее основе, и что не включится некий иной фактор и все пойдет в другом направлении.