Экспертные обучающие системы и системы искусственного интеллекта

Преподаватель работает в тесном контакте с системой, получает от нее информацию о ходе процесса обучения, посылает запросы и вводит изменения в программу.

Внесение изменений возможно только в том случае, если система является открытой, тогда в ней должен присутствовать сервисный модуль. Именно этот модуль позволяет учителю вносить необходимые изменения и дополнения во все модели основной части, вносить новую учебную информацию, вставлять анимацию, рисунки, изменять текст вопросов и заданий.

Каждый из модулей является автономным, поэтому при внесении изменений в один из модулей содержание остальных модулей основной части не изменяется.

Интеллектуальная обучающая система может быть использована не только на уроках, но и во время самостоятельной работы обучаемых, в процессе научно-исследовательской деятельности. Системам искусственного интеллекта свойственны те же недостатки, что и экспертным обучающим системам, связанные с трудностью практической реализации системой индивидуализации и дифференциации обучения в том виде, который характерен для индивидуального обучения педагогом конкретного обучаемого. Такое положение вызвано тем, что искусственный интеллект лишь отдаленно напоминает некоторые человеческие качества и ни в коей мере не может отождествляться с интеллектом человека.

Выделим основные преимущества использования интеллектуальной обучающей системы на уроке.

Учитель получает достоверные данные о результатах учебной деятельности каждого ученика и класса в целом. Достоверность определяется тем, что система фиксирует ошибки и затруднения в ответах ученика, выявляет наиболее часто встречаемые затруднения и ошибки, констатирует причины ошибочных действий обучаемого и посылает на его компьютер соответствующие комментарии и рекомендации; анализирует действия ученика, реализует широкий спектр обучающих воздействий, генерирует задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации, осуществляет управление рассылкой заданий и т.д.