Художественно-эстетическое развитие ребенка

Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразным природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками; любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь художественными образами. Например, «листики шуршат, будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необычность происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на веточке, распустившийся бутон, цветовая гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требуется особый настрой и взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, формированию у него негативного отношения к общению на эстетические темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства — тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных его особенностей, желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от-влекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание к этому в другой раз или подобрать для совместного восприятия что-либо иное.